Объявления

23 ноября – Всемирный день Книги рекордов Гиннеса. Приглашаю всех на выставку этой книги «Самая, самая о самых, самых». 

 

С 10 по 16 ноября будут проходить рейды по проверке учебников. Большая просьба всем учащимся и учителям школы привести учебники в порядок.

 

17 ноября в БИЦ в 12.00 пройдет игра-беседа для 1-х классов «Кто же он, Дед Мороз», приуроченное  к дню рождению Дед Мороза.

Календарь

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930  

Учащимся

imm_premio с 1 сентября

стартовал ежегодный конкурс

«Читатель года» и «Самый читающий класс».

Принять участие в них может каждый желающий. Читайте в течении всего учебного года книги, посещайте БИЦ не реже одного раза в неделю и вы обязательно победите. Итоги подведём в мае 2018 года. Удачи!

 ………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Рекомендательный список литературы для летнего чтения 5-10класс

………………………………..

Рекомендательный список литературы по темам для детей

 

100 произведений, которые должен прочитать каждый ученик

Что читать о войне?

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
стали тихими наши дворы,
наши мальчики головы подняли —
повзрослели они до поры,
на пороге едва помаячили
и ушли, за солдатом — солдат…
До свидания, мальчики!
Мальчики  постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
не жалейте ни пуль, ни гранат
и себя не щадите,
и все-таки
постарайтесь вернуться назад.

Булат Окуджава

__________________________________________

Книги для учащихся 1-4 классов


Воронкова Л.Ф. Девочка из города

Повесть «Девочка из города», написанная в суровом 1943 году, до сих пор трогает сердца детей и взрослых. Всё лучшее в человеке ярче всего проявляется в годы тяжких испытаний. Это подтверждает история маленькой беженки Валентинки, оказавшейся среди чужих людей в незнакомом селе.

 

__________________________________________

Кассиль Л. Улица младшего сына

Повесть о жизни и смерти юного партизана Володи Дубинина                         — героя Великой Отечественной войны.

__________________________________________

Катаев В. Сын полка

Мальчик-сирота Ваня Солнцев волей судьбы попал в военную часть к разведчикам. Его упрямый характер, чистая душа и мальчишеская смелость смогли перебороть сопротивление суровых военных людей и помогли ему остаться на фронте, стать сыном полка.

__________________________________________

Михалков С. Быль для детей

Несмотря на известную идеологическую направленность, «Быль для детей» — хорошее произведение о войне, способное донести до современных ребят перенесённое нашей страной в то страшное время. Поэма охватывает события 1941 — 1945 гг. Данный ресурс представляет собой отсканированные страницы  книги (Детская литература, М., 1969) с рисунками Н.Кочергина.

__________________________________________

Осеева В.А. Васек Трубачев и его товарищи

Герои трилогии «Васёк Трубачёв и его товарищи» жили, учились, озорничали, дружили и ссорились несколько десятилетий назад, но тем интереснее совершить путешествие на «машине времени» и заглянуть в их мир. Вот только безоблачная пора детства для Трубачёва и его друзей оказалась слишком короткой: её оборвала Великая Отечественная война.

__________________________________________

Паустовский К. Г. Похождения жука-носорогаСолдат носил с собой в походной сумке жука-носорога, которого ему подарил на память перед уходом на фронт сын. Этот жук стал солдату добрым товарищем в ратной жизни. Прошли они вместе немало, обоим    есть что вспомнить.

__________________________________________

Платонов А. Никита

Рассказ назван по имени главного героя — маленького мальчика Никиты. Писатель Андрей Платонов был из тех, кто навсегда запомнил, какой он был в детстве человек, — а это помнят не все. Наверно, Платонову в детстве никогда не говорили: ты ещё не дорос, это тебе не по уму. Поэтому и он рассказывает нам про маленьких людей, а уважает их как больших. И они тоже сами себя уважают в его рассказах, даже видят, что они, может быть, тут и есть самые главные на земле…

__________________________________________

Платонов А. Цветок на земле

Мир широк, он вмещает в себя много интересного. Маленький человек делает открытия каждый день. Герой рассказа «Цветок на земле» вдруг посмотрел на обычный цветок совершенно другими глазами. Дедушка помог внуку увидеть в цветке святого труженика.

__________________________________________


Симонов К. Сын артиллериста

Баллада К.Симонова основана на реальных событиях. Стихотворное повествование о майоре Дееве и Лёньке запоминается с первого прочтения, настолько просто, ясно и впечатляюще оно написано.
__________________________________________


Яковлев Ю. Девочки с Васильевского острова

Юрий Яковлев в своих рассказах открывает детям всю правду жизни как она есть, не прячась от решения проблем за внешней увлекательностью сюжета. Книга  «Девочки с Васильевского острова» – рассказ о маленькой Тане Савичевой, умершей от голода, написан на основе ее сохранившихся записей.

Книги для учащихся 5-7 классов

____________________________________________________________


Богомолов В.О. Иван

Трагическая и правдивая повесть об отважном мальчике-разведчике, каждый день жертвующем собой, сознательно неся взрослую службу, которая по силам не каждому взрослому бойцу.

____________________________________________________________


Козлов В. Витька с Чапаевской улицы

Книга рассказывает о подростках, которые ушли в поход перед самым началом войны. Они в полной мере пережили трудности и опасности войны, как и весь русский народ. Так пришло к ним взросление. Повестью «Витька с Чапаевской улицы» В.Козлова зачитывалось не одно поколение мальчишек и девчонок.

____________________________________________________________


Корольков Ю. Пионеры-Герои. Лёня Голиков

В годы Великой Отечественной войны, когда фашисты вторглись на новгородскую землю, Леня Голиков встал в ряды народных мстителей. Рассказ основан на реальных событиях. Текст сопровождается рисунками В.Юдина.

____________________________________________________________


Платонов А. Дерево Родины

Это не столько рассказ, сколько притча, в которой говорится о противоестественности войны, о бессилии смерти перед упорным стремлением Солдата выстоять во имя жизни, защитить свою мать, землю, Родину – всё, что ему дорого и свято.

____________________________________________________________


Платонов А. Cампо

«Сампо» — сказочная самомольная мельница, которая способна прокормить всех желающих задаром. В притче Андрея Платонова рассказывается о маленьком колхозе под названием «Добрая жизнь», где жили трудолюбивые люди, не мечтающие о чудесной мельнице. Всё, что они имели, добывалось трудом. Но этого оказалось мало для того, чтобы защитить «Добрую жизнь» от злого врага.

____________________________________________________________


Очкин А. Я. Иван — я, Федоровы – мы

В этой повести подлинные события и почти все подлинные имена. Автор описывает боевые дела своего друга, «братишки» Вани Федорова, погибшего в Сталинграде смертью героя. Сам Алексей Яковлевич Очкин начал войну на Дону, участвовал в Сталинградской битве, на Курской дуге повторил подвиг Александра Матросова, еще не однажды был тяжело ранен, но дошел по дорогам войны до конца: участвовал в штурме Берлина и освобождении Праги.

____________________________________________________________


Рудный В. Дети капитана Гранина

Полуостров Гангут, расположенный при входе в Финский залив, с первых дней  Великой  Отечественной  войны стал важнейшим стратегическим пунктом. Его защитники не только не пропустили в Финский залив ни одного крупного вражеского корабля, который мог бы представлять серьезную угрозу для Ленинграда, но и оттянули на себя в самый решительный момент значительные силы противника.

Повесть «Дети капитана Гранина» написана автором на основе его романа «Гангутцы», посвященного славной балтийской эпопее. «Детьми капитана Гранина» гангутцы называли морских десантников.

____________________________________________________________


Соболев А.П. Тихий пост

Повесть «Тихий пост» о мужестве и героизме вчерашних школьников во время Великой Отечественной войны. Они оказались в предельно напряженной ситуации. Ребятам пришлось до конца осознать, что война не бывает далеко, что порой надо терпеть лишения, сохраняя жизнь врагу, и что рядовая служба в тылу может требовать ежедневного героизма.

____________________________________________________________


Толстой А.Н. Русский характер

Во время Курского побоища лейтенант Егор Дрёмов еле успел спастись из горящего танка. Он выжил и даже сохранил зрение, но обгоревшее лицо его после нескольких операций изменилось до неузнаваемости. Вот таким он и прибыл в родной дом. Об этом возвращении мы узнаём из рассказа «Русский характер».

Книги для учащихся 8-10 классов

Адамович А., Гранин Д. Блокадная книга

Даниил Гранин назвал девятьсот дней блокады Ленинграда «эпопеей человеческих страданий». Документальная хроника основана на воспоминаниях и дневниках сотен ленинградцев, переживших блокаду.

___________________________________________________

Адамович А. Хатынская повесть

В Белоруссии фашисты зверствовали как нигде: уничтожено более 9200 деревень, более чем в 600 из них убиты или сожжены почти все жители, спаслись единицы. «Хатынская повесть» написана на документальном материале. Она посвящена борьбе белорусских партизан. Один из них – Флера – вспоминает события прошедшей войны.

___________________________________________________

Айтматов Ч.Т. Ранние журавли

Суровые годы Великой Отечественной войны. Далекий киргизский аул. Мужчины — на фронте. Герои повести — школьники. Лучшие, сильнейшие из них должны поднять заброшенные поля, дать хлеб фронту, семьям. И дети глубоко понимают это. Война стала суровым испытанием для подростков, но она не убила в них умение радоваться жизни, видеть прекрасное, делиться радостью с другими

___________________________________________________

Бакланов Г. Навеки – девятнадцатилетние

Эта книга о тех, кто не вернулся с войны, о любви, о жизни, о юности, о бессмертии. В книге параллельно повествованию идёт фоторассказ. «Людей, которые на этих фотографиях, — пишет автор, — я не встречал на фронте и не знал. Их запечатлели фотокорреспонденты и, может быть, это все, что осталось от них».

___________________________________________________

Васильев Б.Л. А зори здесь тихие… 

Это произведение – одно из самых пронзительных по своей лиричности и трагедийности произведений о войне. Светлые образы девушек – главных героинь повести, их мечты и воспоминания о любимых, создают разительный контраст с нечеловеческим лицом войны, которая никого не щадит.

___________________________________________________

Казакевич Э. Звезда

Это произведение создано на основе пережитого автором в боевом накале фронта, при виде страданий и гибели людей. Трагически-печальная и светлая повесть о группе дивизионных разведчиков звучит как откровение и проникает в души людей.

___________________________________________________

 

Полевой Б. Повесть о настоящем человеке

«Повесть о настоящем человеке» — повесть Б. Н. Полевого 1946 года о советском летчике Мересьеве, который был сбит в бою Великой Отечественной войны. После тяжёлого ранения, врачи ампутировали ему обе ноги. Но он решил, что будет летать.

___________________________________________________

Твардовский А.Т. Василий Тёркин

В глубоко правдивой, исполненной юмора, классически ясной по своей поэтической форме поэме «Василий Тёркин» А. Т. Твардовский создал бессмертный образ советского бойца. Это произведение стало ярким воплощением русского характера и общенародных чувств эпохи Великой Отечественной войны.

___________________________________________________

 

Шолохов А. Судьба человека

Рассказ в рассказе  М.А. Шолохова «Судьба   человека» — это повествование о простом человеке на большой войне, который ценой потери близких, товарищей, своим мужеством, героизмом дал право на жизнь и свободу Родине. В образе Андрея Соколова сосредоточены черты русского национального характера.

Кондратьев В. Сашка

События в повести «Сашка» происходят в 1942г . Автор сам является фронтовиком и воевал подо Ржевом, так же, как и его герой. Повесть показывает людей на войне и в жизни. Писатель считал своим долгом донести горькую военную правду до читателей. Он во всех деталях воспроизводит военный быт, что придает его повествованию особую реалистичность, делает читателя соучастником событий. Для людей, воюющих здесь, даже самая незначительная мелочь навсегда врезается в память.

В кровавом бою местного значения и в описании жизни тыла Вячеслав Кондратьев изобразил картину большой войны. Люди, показанные в повести, — самые обыкновенные. Но в их судьбах отражается судьба миллионов россиян во время тяжелейших испытаний.

________________________________________________________

Некрасов В. В окопах Сталинграда

Сталинградская битва, решившая исход Великой Отечественной войны, запечатлена во многих произведениях искусства. Повесть Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда» и сегодня потрясает глубиной и правдивостью. Великие и простые герои Сталинграда воочию предстают перед нами.

________________________________________________________

Платонов А. Взыскание погибших

Андрей Платонов в годы войны был военным корреспондентом. Он писал о том, что видел сам. Рассказ «Взыскание погибших» стал вершиной военной прозы А.Платонова. Посвящен героической переправе через Днепр. И в то же время он повествует о святости матери, идущей на могилу своих детей, святости, рожденной страданием.

Рассказ носит название иконы Богоматери. С незапамятных времен русский народ, свято веря во всесильную помощь Пресвятой Богородицы, усвоил Ей именование «Взыскание погибших», как последнему прибежищу, последней надежде погибающих людей.

________________________________________________________ 

Шолохов М.А. Они сражались за Родину

Страницы романа «Они сражались за Родину» воссоздают один из самых трагических моментов войны – отступление наших войск на Дону летом 1942 года.

Уникальность этого произведения в особой шолоховской способности сочетать крупномасштабность и эпичность изображения (традиция, идущая от «Войны и мира» Л. Толстого) с детализированностью повествования, с острым ощущением неповторимости человеческого характера.

В романе многогранно раскрыта судьба трех скромных рядовых людей — шахтера Петра Лопахина, комбайнера Ивана Звягинцева, агронома Николая Стрельцова. Очень разные по характерам, они связаны на фронте мужской дружбой и безграничной преданностью Отчизне.


Книги «Заветной мечты»

 
 

«Книги, прочитанные в детстве, серьезнейшим образом влияют на формирование личности человека, на его будущее мировидение, отношение к людям, к своей профессии, ко всему окружающему. Это нельзя оспорить, и роль детской литературы невозможно переоценить. В любые времена, в любых условиях она будет востребована»

Михаил Бутов

 

Национальная детская литературная премия «Заветная мечта» учреждена одноименным благотворительным фондом в 2005 году с целью способствовать развитию качественной детской литературы.

Цель Премии — найти и представить культурному сообществу, педагогам, родителям, издателям, книготорговым организациям и, главное, самим читателям наиболее яркие, увлекательные, этически и эстетически значимые художественные произведения.

Премия присуждается за лучшее прозаическое произведение для детей среднего и старшего школьного возраста.

По окончании второго сезона Национальной детской литературной премии «Заветная мечта» было принято решение осуществить издание произведений – лауреатов Большой и Малой премий, с тем чтобы каждый ребёнок мог прочитать и полюбить книги талантливых авторов.

Есть эти книги и в нашей библиотеке.

 

Адра Ф. Лис Улисс: Роман / Ил. М. Кропотовой. — М.: Заветная мечта, 2008. — 395 с.: ил. — (Книги «Заветной мечты»)

«Лис Улисс» — сказочный роман, который начинается, как фарс, но по мере развития действия обретает все более философский, притчевый характер. Лис Улисс, философ и джентельмен, во исполнение некоего пророчества собирает компанию неудачников, которые, следуя за своим предводителем, превращаются в смелых, благородных и самоотверженных спасителей мира. Лис и его верные спутники лиса Берта, кот Константин и пингвин Евгений то и дело попадают в разнообразные переплёты, проходят через множество испытаний и приключений.

Фред Адра родился в 1972 г. в Тбилиси. С 1990 года живет в Иерусалиме (Израиль). По образованию Адра археолог и искусствовед, по призванию – музыкант и писатель. Пишет фантастику, фэнтези, юмористические произведения. Публиковался в различных журналах России, Украины, Израиля. Первая книга – фэнтези для подростков «Алекс и снежные тени» — вышла в 2004 г., а вторая книга Адры, «Лис Улисс», сразу же получила Большую премию в первом сезоне «Заветной Мечты». 

 

 

Боровиков И. П. Горожане солнца: Роман / Ил. А. Худякова. — М.: Заветная мечта, 2008. — 363 с.: ил. — (Книги «Заветной мечты»)

Действие книги происходит в современной Москве. В недрах метро спрятаны волшебные Часы, которые подчинили горожан своему безумному ритму и заставили забыть об истинных ценностях. Победить Часы и их слуг может лишь необыкновенная девочка, воспитанная снеговиками.

Илья Боровиков родился в 1975 г. В 2001 г. закончил МГУ, получив профессию искусствоведа. Специализируется по русской иконописи, руководит иконным отделом крупного аукционного дома. Публикуется в специальных искусствоведческих журналах. Роман «Горожане Солнца», получивший Большую премию во втором сезоне «Заветной Мечты» — первая книга Боровикова.

Заветная мечта ’06. Избранное: Поляков В. А. Олух царя небесного; Менжунова Н. Н. Ложкарёвка-интернэшнл и её обитатели: Повести / Ил. Е. Махлиной. — М.: Заветная мечта, 2008. — 267 с.: ил. — (Книги «Заветной мечты»)

В сборник вошли произведения лауреатов Малой премии 2006 года: повесть В. Полякова «Олух царя небесного» и сказка Н. Менжуновой «Ложкаревка-интернэшнл и ее обитатели», произведения разные по стилю и жанру: если Поляков рассказывает правдивую историю о давнем детстве, то Менжунова, рассказывающая о сбежавших из зоопарка зверях, искрометно фантазирует. Объединяет же эти два произведения добрый юмор и любовь авторов к жизни.

Владимир Поляков родился в 1948 г. Петербуржец. Печатается с 1986 г. Автор публикаций в литературных журналах и сборниках.

Наталья Менжунова до 39 лет жила в Хабаровске. Потом переехала в Москву и увлеклась сочинительством. «Ложкаревка» — ее первое произведение. Сейчас пишет киносценарии для взрослых фильмов.

Заветная мечта ’07 Избранное: Повести / Максимов А. М., Сочинская М. К., Эльф Р., Мэн Т.; Ил. С. Бойко, А. Егоровой, Т. Вуколовой, Nato. — М.: Заветная мечта, 2008. — 203 с.: ил. — (Книги «Заветной мечты»)

В сборник вошли произведения лауреатов Малой премии 2007 года: «Не стреляйте в сочинителя историй» Андрея Максимова, «Школьная жизнь Ленчика Арбатова» Марины Сочинской, «Синий дождь» Рины Эльф и «Козёл» Тварка Мэна.

Кажется, между произведениями, вошедшими в сборник, мало общего, как мало общего у писателя Стивенсона, героя А. Максимова, и у современных школьников, о которых пишут М. Сочинская и Т. Мэн. Но ведь нынешние школьники, как и многие поколения до них, росли на произведениях Стивенсона, в которых честь и человеческое достоинство героев ставится во главу угла.

Андрей Максимов – телеведущий, академик Российской академии телевидения. Автор 15 книг прозы, драматургии и публицистики, многих пьес и спектаклей.

Марина Сочинская родилась в Ереване, живет в Москве. Член Союза Писателей России. Участие в данном сборнике – первая публикация писательницы.

Рина Эльф по образованию — учитель начальных классов. Несколько раз публиковалась в прессе. «Синий дождь» — первое художественное произведение, «выставленное на всеобщее обозрение».

Тварк Мэн занимается литературным творчеством с 1978 года, первая публикация состоялась в 1979 в знаменитом «Уральском следопыте». С тех пор автор выпустил несколько книг.

Минаев Б. Д. Детство Лёвы: Повесть в рассказах / Ил. Е. Махлиной. — М.: Заветная мечта, 2008. — 315 с.: ил. — (Книги «Заветной мечты»)

Борис Минаев родился в 1959 г. в Москве. Закончил факультет журналистики МГУ. Работал журналистом в центральных изданиях. Рассказы и повести для детей пишет с 1981 года. Член Союза писателей СССР с 1991 года. Публиковал рассказы для детей в журналах «Пионер», «Костёр», «Кукумбер», «Колобок и два жирафа».

В конце концов его произведения составили «Детство Левы» — собрание удивительно лиричных и психологически точных рассказов о детстве. Эти рассказы живут вне времени, но при этом очень хорошо передают особый ностальгический аромат Москвы шестидесятых годов прошлого столетия.

«Детство Лёвы» лауреат Большой премии (2 место) в первом сезоне «Заветной Мечты» 

Cабитова Д. Р. Цирк в шкатулке: Повесть-сказка / Ил. П. Захарова. — М.: Заветная мечта, 2008. — 235 с.: ил. — (Книги «Заветной мечты»)

Странная женщина-клоун Эва и маленький сирота Марик спасают от разорения цирк «Карусели», находят пропавшую принцессу, а всем прочим героям этой сказочной повести помогают обрести то, к чему они больше всего в жизни стремятся.

Дина Сабитова родилась в Казани, закончила филологический факультет Казанского университета. Филолог-русист, кандидат филологических наук. Мама двоих сыновей и приемной дочки. Сейчас живет в Подмосковье и пишет сказки для детей, которые публикуются в журнале «Кукумбер».

Дина Сабитова за повесть-сказку «Цирк в шкатулке» получила Большую премию (2 место) во втором сезоне «Заветной Мечты»

Саксон Л. А. Аксель и Кри в Потустороннем замке: Роман / Ил. Е. Кирилиной. — М.: Заветная мечта, 2008. — 363 с.: ил. — (Книги «Заветной мечты»)

Одиннадцатилетний Аксель отправляется на поиски своей восьмилетней сестренки Кри, похищенной среди бела дня из мюнхенского парка гигантским призрачным псом. Воссоединившись в безлюдном уголке Альп, дети пытаются вернуться домой. Им это удастся не скоро: сначала герои встретятся со многими необъяснимыми явлениями, подружатся со своим истосковавшимся без ласки похитителем, поймут, насколько морально нечистоплотным может оказаться слишком увлеченный безумными идеями ученый, столкнутся с миром духов и спасут человечество от тотального уничтожения.

Леонид Саксон родился в Челябинске в 1958 г. Закончил Челябинский государственный педагогический институт, работал в школе учителем русского языка и литературы. Стихи и рассказы пишет с юности, публиковался в газетах, в 1998 г. выпустил поэтический сборник. Член Союза писателей России. Живет в России и в Германии.

За книгу «Аксель и Кри в Потустороннем замке» Леонид Саксон получил Большую премию (3 место) во втором сезоне «Заветной Мечты».

100 главных фантастических книг по версии журнала «Мир фантастики»

Журнал «Мир фантастики» составил список 100 наиглавнейших фантастических книг, в который попали лишь те книги и циклы, которые стали общепризнанными столпами фантастической литературы или оказали значительное влияние на развитие отдельных фантастических направлений. При этом почти пятую часть перечня занимают книги отечественных мастеров слова

Предлагаю вам познакомиться с частью этого списка — с теми книгами, которые есть в школьной библиотеке

Список всех 100 книг, которые, по мнению «МФ», любой уважающий себя поклонник фантастики прочесть попросту обязан доступен для вас на сайте журнала «Мир фантастики»

Джонатан Свифт «Путешествия Гулливера»

Роман, проложивший путь авторам многих фантастических направлений — от сатиры до альтернативной географии. «Путешествия Гулливера» невозможно втиснуть только на фантастическую полку — это явление общечеловеческой культуры. Правда, большинство из нас знакомо лишь с адаптированной версией, входящей в «золотой фонд» детской литературы.

Для младшего школьного возраста.

Жюль Верн «Двадцать тысяч лье под водой»

Одна из самых знаменитых книг «отца-основателя» научной фантастики. Конечно, рядом можно поставить еще несколько его романов — «Путешествие к центру Земли», «С Земли на Луну», «Робур-завоеватель», однако именно «20 тысяч…» объединяет в себе сбывшиеся научно-технические предсказания, увлекательный авантюрный сюжет, познавательность и яркого персонажа, чье имя стало нарицательным. Кто не знает капитана Немо и его «Наутилус»?

Для среднего школьного возраста.

Герберт Уэллс «Машина времени»

Один из краеугольных камней современной научной фантастики — книга, положившая начало эксплуатации темы путешествий во времени. Уэллс также попытался продолжить современный ему капитализм в далекое будущее, в котором человечество разделилось на два биологических вида. Еще сильнее, нежели странное общество элоев и морлоков, потрясает «конец времен», знаменующий полную погибель разума.

Для старшего школьного возраста.

Рэй Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»

Антиутопия, в основе которой не политические или социальные, а культурологические идеи. Показано общество, где истинная культура стала жертвой прагматичного жлобства: животный материализм безоговорочно восторжествовал над романтическим идеализмом. Пожарные, сжигающие книги, — очередной знаковый образ современной цивилизации. События последних лет показывают, что роману грозит участь не предупреждения, но пророчества!

Для старшего школьного возраста.

Рэй Брэдбери «Марсианские хроники»

Многоплановый цикл о завоевании человеком Марса, где доживает последние дни странная и некогда великая цивилизация. Это и поэтизированный рассказ о столкновении двух различных культур, и размышления о вечных проблемах и ценностях нашего бытия. «Марсианские хроники» — одна из книг, наглядно демонстрирующих, что фантастика способна затронуть самые сложные проблемы и может на равных конкурировать с «большой» литературой.

Для старшего школьного возраста.

Роберт Шекли, рассказы

Лучшая юмористическая фантастика в короткой форме. Тематика самая разнообразная — от пародии на жанровые штампы научной фантастики до откровенной сатиры на общественные явления. Блестящие идеи изложены в по-настоящему смешной форме. По литературной стилистике произведения Роберта Шекли ближе всего к творчеству О’Генри: мягкий юмор, а также ударный и зачастую абсолютно неожиданный финал.

Для старшего школьного возраста.

Алексей Толстой «Аэлита»

Первая советская авантюрная фантастика о путешествии на другую планету. Хотя роман написан под явным влиянием марсианского цикла Берроуза, в нем имеются существенные отличия: большее внимание к мифологии, мистике и научным идеям. Ну, и конечно, идеологическая окраска — ведь герои не просто приключались на Марсе, они пытались организовать там пролетарскую революцию! Читатели же всем сердцем прикипели к романтической принцессе Аэлите.

Для среднего школьного возраста.

Иван Ефремов «Туманность Андромеды»

Этапная для советской НФ книга, знаменующая отказ от идеологии фантастики «ближнего прицела». Это масштабная утопия о далеком коммунистическом будущем, пропитанная социальными и философскими идеями. Ефремову удалось создать яркий беллетризированный трактат о времени, когда люди стали «как боги» прежде всего в духовном плане. Однако тяжеловесный слог не позволил роману сохранить притягательность до наших дней.

Для среднего и старшего школьного возраста.

Александр Волков, цикл об Изумрудном городе

Вольная переработка сказочной серии Л. Фрэнка Баума о стране Оз, сделавшая Волкова классиком детской литературы и предтечей отечественного детского фэнтези. Начальная повесть лишь «римейк» американского оригинала, но с каждым томом Волков все более отходил от Баума, выстраивая собственный мир. И если книги Баума страдали от натужного морализаторства, то Волкову удалось сочетать ненавязчивую назидательность с динамичным сюжетом и яркими персонажами.

Для младшего  школьного возраста.

Джон Р. Р. Толкин «Властелин Колец»

«Библия» современного фэнтези, соединяющая приключенческий роман, аллегорическую притчу, лингвистико-мифотворческий эпос, философско-морализаторскую фантазию. Поначалу Толкин сочинял сказку для своих детей, которую затем опубликовал под названием «Хоббит» (1937). Работа над продолжением затянулась почти на 20 лет, принеся весьма неожиданный результат. Эпигоны до сих пор используют наработки Толкина для многочисленных эпопей.

Для среднего и старшего школьного возраста.

Артур Конан Дойл «Затерянный мир»

Самый знаменитый вклад основоположника классического детектива в фантастику. Не то чтобы Дойл был первопроходцем в области «альтернативной географии», однако именно ему удалось придумать самую захватывающую историю о путешествии горстки смельчаков, которые нашли неизведанную землю, где чудом сохранились доисторические зверушки. Роман вызвал невероятную лавину подражаний, фактически превратившись в архетип, что бывает крайне редко.

Для среднего и старшего школьного возраста.

 


Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»

Сказка для детей, придуманная английским математиком, оказала огромное влияние на развитие научной фантастики. Сатирический абсурдизм, обилие парадоксов, иные измерения — книга Кэрролла включила в себя множество тем, неоднократно использованных фантастами последующих поколений. Особенно велико влияние Кэрролла на англоязычную культуру — по количеству цитирований повести об Алисе уступают только Шекспиру.

Для среднего школьного возраста.

Герберт Уэллс «Война миров»

Классическое произведение, открывшее сразу несколько направлений в научной фантастике. Это первая книга о вторжении на Землю беспощадных «чужих». Однако Уэллс пошел дальше темы «войны миров». Писатель создает впечатляющую галерею поведенческих моделей людей в экстремальных условиях нависшей над ними угрозы тотального уничтожения. Перед нами фактически предвидение развития общества в период грядущих мировых войн.

Для старшего школьного возраста.

Евгений Замятин «Мы»

Первая великая антиутопия, повлиявшая на других классиков — Хаксли и Оруэлла, не говоря уж о множестве фантастов, которые пытаются критически прогнозировать развитие общества. Действие повести разворачивается в псевдоутопии, где роль человека низведена до положения незначительного винтика. Результат — «идеальное» общество-муравейник, в котором «единица — ноль, единица — вздор».

Для старшего школьного возраста.

Станислав Лем «Солярис»

Флагман философской научной фантастики. Книга замечательного польского писателя повествует о неудачном контакте с абсолютно чуждой нам цивилизацией. Лем создал один из самых необычных научно-фантастических миров — единый разум планеты-океана Солярис. И можно брать тысячи проб, ставить сотни экспериментов, выдвигать десятки теорий — истина так и останется «там, за горизонтом». Наука просто не способна разгадать все тайны Вселенной, как ни пытайся…
Для старшего школьного возраста.

Карел Чапек «Война с саламандрами»

Роман чешского писателя — философская эпопея, исследующая социальный феномен возникновения фашизма и, одновременно, эталон сатирической фантастики. Симпатичные саламандры, обладающие зачатками разума, беззастенчиво эксплуатируются ушлыми людишками. Из них делают дешевую рабочую силу, безропотных солдат и даже консервы. А затем находится некий человечек, бывший фельдфебель Андреас Шульце, который возглавляет успешный бунт саламандр…

Для старшего школьного возраста.

Аркадий и Борис Стругацкие «Понедельник начинается в субботу», «Сказка о Тройке»

Самая яркая советская комическая фантастика. Органичный сплав сказочного фольклора, иронической и сатирической прозы в лучших традициях русской литературы. «Понедельник начинается в субботу» — вещь скорее юмористическая, пронизанная романтикой научного поиска, верой в технический прогресс. А вот остросатирическая «Сказка о Тройке» сталкивает эту романтику с бесчеловечной бюрократической машиной. Две повести — как две стороны советских шестидесятых: светлая и темная.

Для среднего и старшего школьного возраста.

Александр Беляев «Человек-амфибия»

Беляев, безусловно, самый яркий автор ранней советской научной фантастики. На его счету несколько отличных романов, самый знаменитый из которых — «Человек-амфибия», где описана трагическая история юноши, получившего способность жить в океане. Одна из первых в мировой научной фантастике книг, где показаны непростые в морально-этическом плане взаимоотношения обычных людей с искусственно созданными «сверхчеловеками».

Для среднего школьного возраста.

Клайв С. Льюис «Хроники Нарнии»

Классика детской фантастики о приключениях английских детишек в сказочном мире Нарнии. Цикл Льюиса вышел даже раньше «Властелина Колец», однако статус «детского чтения» не позволил произведению британского философа и богослова считаться краеугольным камнем современного фэнтези. Помимо многочисленных приключений, в книгах о Нарнии присутствуют элементы философской и этико-религиозной назидательности.

Для младшего и среднего школьного возраста.

Кир Булычев, цикл об Алисе Селезнёвой

Несколько поколений в нашей стране выросло на книгах о приключениях «гостьи и будущего». Лучшие из рассказов об отважной, честной и благородной Алисе Селезнёвой стали эталоном подростковой фантастики, которая должна не только развлекать своих читателей, но по-хорошему, без унылого занудства поучать их, подспудно побуждая к самосовершенствованию. Интерес к Алисе не пропадает и по сей день.

Для младшего  школьного возраста.

 

Джоан Ролинг, цикл о Гарри Поттере

Можно по-разному относится к книгам про юного мага в круглых очках, которые поставили на уши весь мир, однако заслуги Ролинг перед фантастикой и литературой вообще неоспоримы. Истинное волшебство Гарри Поттера то, что он вернул книгу в руки молодого поколения, возродил интерес к чтению, угасший было под натиском мультимедийных развлечений. А уж многомиллионные тиражи и баснословные прибыли лишь следствие.

Для среднего и старшего школьного возраста.

Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита»

Многоплановый философский роман, который был напечатан через много лет после смерти автора, произведя эффект разорвавшейся бомбы. Книга долго считалась знаменем советской интеллигенции. Жанр трудно определить, однако ныне он замечательно вписывается в рамки современного «магического реализма» — искусственного направления, придуманного критиками для облагораживания «низменной» фантастики.

Для старшего школьного возраста.

Читатели БИЦ рекомендуют для чтения